Ранний детский аутизм
Попыталась систематизировать найденный в разных источниках материал по проблеме коррекции РДА, конечно, моя работа требует доработки.
"Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения" (Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.)
( заключение: ранний детский аутизм.)
I этап (сентябрь -октябрь).
1.Диагностика.
2.Установление эмоционального контакта, мотивация к взаимодействию.
3.Развитие понимания речи.
Внесение эмоционального смысла в жизнь ребенка, в то, что он делает, и в то, что чувствует (эмоционально-смысловой комментарий), добиваться его "включенности" в реальность, осознания им происходящего вокруг.
II этап (ноябрь– апрель)
2. Развитие восприятия
· зрительное (яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
· слуховое (разнообразие звуков, их различение);
· тактильное (посредством прикосновений, ощупывания: игры для пальцев рук в « сухом бассейне» и т.д.);
· двигательное (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);
3. Развитие моторики и зрительно-двигательной функции.
· Речевые физкультминутки;
· Для повышения мышечного тонуса - массаж кистей рук, кончиков пальцев, игры с пальцами рук, сопровождая их словесными потешками, четверостишиями.
4.Совместное рисование, создание поделок.
5.Музыкальная терапия
Способствует:
- развитию коммуникативных навыков;
- развитию творческих навыков и потребности в самовыражении;
- улучшению памяти и концентрации.
6. Развитие коммуникативных навыков.
· Элементы сюжетно-ролевой игры
Проговаривание текстов стихотворений, сопровождая текст движениями;
Пение детских песенок;
· Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;
· Показывание сюжетных картинок.
7. Развитие элементарных навыков письма, чтения.
III этап ( май)
1. Мониторинг результативности коррекционной работы.
Это только начало!
Сентябрь стал новым витком в постижении премудростей коррекции речи. Имея за плечами 21 год стажа оказалась снова в начале пути. У меня новый ученик - мальчик-аутист, 10 лет. После первого занятия стало очевидно: ночные бдения за написанием плана занятия с ним помогли чуть, пришлось импровизировать все занятие. Если первые 2-3 задания он хотя бы меня слушал, мало вникая в суть, то потом занимался исключительно по своему желанию, периодически меня "ободряя": " Это только начало!" Понимаю, что это эхолалия, но ведь как к месту!
Бойко печатает на ПК, ошибок мало, указанную ошибку исправляет быстро. Глобальному чтению по методике Корсунской его научил дедушка, в прошлом педагог-филолог.
Графомоторные навыки на низком уровне.Пишет печатными буквами. Буквы кривые, разной высоты.
Половину занятия пел полюбившуюся песню из мультика "Пластилиновая ворона", рисуя схематично человечков и зачеркивая их.
Речевое общение было только с бабушкой, присутствующей на занятии. Повторял по ее просьбе отдельные слова.
Продолжение следует.....
Завтра у меня пятое занятие с Вовой. Ночами готовлю наглядный материал. Штудирую книгу Елены Янушко "Игры с аутичным ребенком."
Виды заданий меняются на занятии мгновенно, т.к. занять Вову более чем на 2-3 минуты почти невозможно.
Из блока "Развитие мелкой моторики" ему нравится массаж пальцев рук, заинтересовал эспандер, но сжать не смог. В тетради работает небрежно, не прилагая усилий для аккуратного выполнения, сознательно добавляет грязь, размазывая написанное ручкой.
Задания на звуковой анализ делает механически, молча перебирая кружки для составления схемы. Аналогичная работа с анализом предложения.
Договаривает последнее слово в чистоговорках, один раз проговорил целое предложение и ...расплакался. То ли от излишнего напряжения, то ли о своем .... непонятно.
Слушал внимательно диск с песней "Лесной олень", я как могла подпевала и не была остановлена. Занятием ранее я исполняла без музыкального сопровождения песенку из "Бременских музыкантов" и Вовина ладошка закрыла мне рот. Приняла это с пониманием, ибо реально оцениваю свои вокальные способности.
Под песенку "Антошка" выполняли нехитрые движения, Вова - неловко, непостоянно, но все таки не был безучастен. Танцевали кадриль, пусть больше напоминало топанье на месте, но я и этому была рада.
Введение краеведческого материала
в коррекционный процесс
Уважаемые коллеги!
Для повышения качества коррекционно-образовательных услуг я разработала программу по ознакомлению воспитанников 1 группы школы-интерната с краеведческим материалом, т.к. у детей, поступающих в 1класс степень сформированности исторических и обществоведческих понятий (факты и события истории прошлого и настоящего нашей Родины, нашего края) на низком уровне.
Целесообразно
начинать работу по ознакомлению с краеведческим материалом с тем «Мой дом»,
«Моя семья». Ведь чтобы заинтересовать ребенка материал должен быть максимально
к нему приближен и личностно значим для него. Детям понятнее не призыв «Люби
свою родину! Будь патриотом!», а слова о том, что надо просто любить и ценить
родителей, свою семью, свой дом. Апостол Иоанн говорил: «Как ты можешь любить
Бога, которого не видишь, если не любишь человека, которого видишь?»
Тема
1 «Мой дом» (3 занятия), 1раз/ неделя; экскурсия в историко-художественный
музей.
В
ходе работы количество занятий, рассказывающих о быте людей, живших столетия,
тысячелетия назад, пришлось увеличить, т. к. выявлялись новые пробелы в знаниях
детей. Так, целое занятие дети с неподдельным интересом слушали отрывки из
книги Д, Эрвильи «Приключения
доисторического мальчика».
Содержание
работы воспитателя
|
Содержание
работы логопеда
|
1.
Беседа.
Почему
человек дом создал?
Какие
дома были в древности?
Какие
дома в нашем городе?
Расскажи
о своем доме. От кого зависит внешний облик дома, его состояние?
2.
Для осмысления роли элементов дома в жизни человека предлагается проблемная
ситуация:
«Представьте
себе, что из вашего дома исчезли входная дверь, лестница, электричество,
газ».
3.
Во время беседы по рекомендации логопеда проводится работа по формированию
лексико-грамматического строя:
а)
образование названий профессий лиц мужского рода и женского с суффиксами:
ник,
тель, щик, ниц, щиц,чик
(плотник,
крановщица, каменщик, стекольщик, экскаваторщик,отделочница,сварщик,водопроводчик)
б)
Обозначение завершенности действия бесприставочными и приставочными глаголами
красит
– покрасил
стеклит
– застеклил
копает
– выкопал
в)
образование относительных прилагательных (каменный, металлическая)
г)
согласование порядковых числительных «первый, второй, …» с существительными
всех трех родов.
4.
Игра «Обставим квартиру» (спальня, гостиная, кухня).
Логопед рекомендует во время игры
сопоставить и правильно употреблять предлоги: «за» - «из-за», «из-за» -
«из-под», «над-под», с- со, за – перед- между.
|
1. Закрепляет
роль элементов дома в жизни человека, обучая детей разгадывать загадки.
Техника разгадывания загадок предложена
Мисаренко Г.Г.(«Логопед» №1,
2008).
Например,
У
меня знакомых тьма ,
Не
могу их счесть сама,
Потому
что кто пройдет,
Тот
и ручку мне пожмет.
(дверь)
Поля
стеклянные, а метки деревянные.
(оконная рама)
Хвост на
дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост
повернет,
Тот и в дом
войдет.
( ключ в замке)
Отгадываем
предмет, его действие или признак?
Какого рода
должно быть слово-отгадка - мужского, женского, среднего?
Можно ли
догадаться, о каком предмете идет речь
в загадке – живом или неживом? и т.д.
Развивается
умение анализировать поступающую информацию и делать из нее правильные
выводы.
2. а) Получив
слово – отгадку логопед учит составлять предложение с этим словом;
б) составляет
количественную схему, в которой каждое слово обозначается одной чертой;
в) делают
качественный анализ:
находят слова,
обозначающие действие ,предмет. Предлог выделяют □. Все остальные слова
подчеркиваем волнистой чертой.
|
В журнале "Логопед"( № 9,2011) можно более полно познакомиться с опытом моей работы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий